На саммите в Рейкьявике, на полпути между Вашингтоном и Москвой, 12 октября 1986 года президент США Рональд Рейган предложил Михаилу Горбачёву обменять «Сферу», но тот парировал: «Поздно — уже расстреляли». О чём, вернее, о ком шла речь, они поняли друг друга сразу. А нам ещё предстоит разобраться.
Предыстория встречи
Несмотря на то, что главными в повестке дня второй после Женевской встречи лидеров двух супердержав оставались вопросы сокращения ядерных вооружений, необходимо было урегулировать «шпионский скандал»: арест сотрудника советского представительства в ООН в Нью-Йорке и арест американского журналиста в Москве, после чего из США были высланы 55 советских дипломатов, а в Москве 260-и советским гражданам запретили работать в американском посольстве.
В контексте обсуждения этого вопроса и прозвучало предложение об обмене. Кого же так стремился заполучить американский президент? Оказывается, одного советского инженера, который своими поступками сэкономил американцам миллиарды долларов. Правда, по закону сообщающихся сосудов, в ущерб обороноспособности СССР.
Под колпаком
В конце 1984 года сотрудники ВГУ (Второго главного управления КГБ СССР — контрразведка) на основе полученных из-за рубежа сведений проводили мероприятия по выявлению утечек с «почтовых ящиков» — закрытых научно-исследовательских институтов, работавших на оборонку. В результате под подозрение попал ведущий сотрудник Научно-исследовательского института радиостроения «Фазотрон» при Министерстве радиопромышленности СССР Адольф Толкачёв. Его «разрабатывали» более восьми месяцев, подсовывая к действительно секретным документам, имеющим крайнюю ценность, откровенную, но качественно исполненную дезинформацию, чтобы проследить пути её утечки и выяснить получателя. Такой дезинформацией стала «суперсекретная разработка самолёта-невидимки». Задача была успешно решена — в США приступили к разработке собственного самолёта-невидимки — супер затратного проекта технологии «Стэлс». Угробив на разработку миллиарды долларов, американцы вдруг на практике выяснили, что самолёты-невидимки не видимы только для собственных систем ПВО, а советские зенитно-ракетные комплексы обнаруживали их за 50 км. Во время бомбардировок Югославии американский F117 «Стэлс» был сбит ЗРК Р-125 «Печора» советского производства.
Нестыковки
В открытых источниках о детстве и юности Толкачёва лишь пара фраз, которые невольно или намеренно искажают действительность: «родился 6 января 1927 года в городе Актюбинске Казахской ССР. С 1929 года постоянно проживал в Москве. В 1948 году поступил в Харьковский политехнический институт, который окончил в 1954 году и получил распределение… в Москву, в Научно-исследовательский институт радиостроения, где разрабатывали радары и электронное оборудование для боевой авиации. В 30 лет женился на дочери «врагов народа», репрессированных в 1930-е годы Наталье, 1935 года рождения». Всё, что написано сверх этого — измышления исследователей, обращавшихся к изучению личности Толкачёва.
Начну с того, что в 1927 году не было никакой Казахской ССР, а город Актюбинск входил в состав России — РСФСР. На этой территории Российской Империи большевики создали казацкую автономию — Казакскую АССР со столицей Оренбург (ныне — административный центр Оренбургской области, Российская Федерация). Лишь после успешно проведённого «расказачивания» — ликвидации казачества как этносоциальной группы — 5 февраля 1936 года Казакская АССР была переименована в Казахскую и 5 декабря того же года путём размножения делением Казахская АССР выведена из состава Российской СФСР с приданием статуса союзной республики под названием Казахская ССР. До 1936 года никакой Казахской ССР, ставшей впоследствии суверенным государством Казахстан, не существовало!
Актюбинск был основан на левом берегу реки Илек при впадении в неё реки Каргалы отрядом войск Российской Империи в 1869 году как укрепление Ак-Тюбе. 25 марта 1891 года русское поселение стало уездным городом Тургайской области России Актюбинском. В 1921 году — административным центром Актюбинской губернии, в 1928-м — Актюбинского округа, с 1932 года — Актюбинской области РСФСР.
Идём далее. В 1954 году в Москве не было НИИ радиостроения. Был завод №339, на базе которого в 1962 году создали НИИ-339, переименованный в 1966 году в НИИ Аппаратостроения, и лишь в 1971-м — в НИИ Радиостроения (НИИР).
Каким образом двухлетний малыш оказался в Москве — история умалчивает. Понятно, что с родителями, но почему они переехали именно в Москву? Следующий вопрос, оставшийся без внятного ответа, почему 21-летний юноша, не служивший в армии, из столицы поехал поступать в Политехнический институт в разрушенный войной Харьков? А получив высшее образование был распределён обратно в Москву? За какие такие заслуги? И его или родителей? Может, именно в этом кроется одна из загадок, почему он встал на путь предательства? Как в только что победившей Гитлера стране мог жить человек по имени Адольф? Источники сообщают, что инженер Толкачёв в 1980-е получал зарплату 350 рублей в месяц, считал себя талантливым, но недооценённым специалистом и мечтал уехать с семьёй на Запад. «Источники» преуменьшили должность «инженера», поскольку он был главным конструктором предприятия. А разговоры о том, что он вёл себя очень скромно, говорят о некомпетентности и тут же самими опровергаются. Просто у нас теперешних изменился уровень достижимых ценностей. Семья инженера жила в сталинской высотке на площади Восстания (ныне — Кудринская площадь в Москве). Каким образом они там поселились, история опять же умалчивает, но «скромная» квартира в этом доме по постсоветским ценам тянула на полмиллиона «зелёных», хотя официально купить её они не могли. Автомобиль «Жигули» был пределом мечтаний советских людей, поскольку «Волгу» могли купить только поработавшие за границей или не ниже директора завода, т.е. главному конструктору она была не по рангу. Судя по имеющимся фото, у Толкачёва была «копейка» итальянской сборки, т.е. надёжный и качественный автомобиль, который подержанным стоил дороже нового. У них была дача. И этим всё сказано: квартира, машина, дача — три кита соцреализма. Ничего другого советские граждане позволить себе не могли! Сорить деньгами в СССР было не на что! Если только по мелочи: ковры, хрусталь, золотые украшения.
И ещё одна нестыковка. По воспоминаниям бывшего начальника Управления «К» ПГУ КГБ СССР дважды лишённого генеральского звания, наград и пенсии Олега Калугина, благополучно переехавшего при Ельцине в США и спустя десятилетие обвинённого его бывшим подчинённым Путиным во всех смертных грехах, супруга Толкачёва работала в «конторе». Но по информации из других источников, Толкачёвы работали в «Фазотроне», семья мечтала переехать на Запад, и супруга Наталья в этом желании поддерживала мужа. Никто даже в перестроечные годы не мог предположить, что наша супердержава окажется колоссом на глиняных ногах и рухнет за три дня. Как вы себе представляете, что не имеющая еврейских корней дочь «врагов народа», репрессированных в конце 1930-х, сотрудница КГБ, что уже не вяжется, мечтает переехать жить на Запад вместе со 100% не выездным даже в Болгарию мужем? Да он бы и в постсоветские годы, даже уйдя из своего «ящика», ещё лет 10 никуда бы не смог выехать!
Технология предательства
Первую попытку выйти на контакт с американцами Толкачёв предпринял в 1977 году. Ноль эмоций. С сентября 1978 года попытки стали навязчивыми: 5 раз он подсовывал под «дворники» автомобилей с американскими дипломатическими номерами письма с предложением услуг и контактами. Подозрения в провокациях КГБ развеялись после того как американцы в очередном конверте получили столь секретные данные, которыми КГБ никогда бы не пожертвовал. Но и они не убедили главу ЦРУ адмирала Стенсфилда Тёрнера (1923—2018), однако убедили резидента Гарднера Хэтэуэя, который настоял на звонке Толкачёву. К тому же, накануне министерство обороны США запросило у ЦРУ информацию о советской радиотехнике.
Резидента поразила скрупулёзность, с какой Толкачёв запланировал свои действия. Он хотел работать на американцев в течение 12 лет, причём разделил сотрудничество на семь этапов, подробно описав, какие бумаги и когда он передаст. Всё было продумано до мелочей. Расположение квартиры в 300-х метрах от американского посольства позволяло под видом обычных прогулок встречаться с резидентом или связным. Сообщением о готовности передать информацию являлась открытая форточка на кухне.
Толкачёву присвоили позывной «Сфера». Его связным стал «матёрый волк из Лэнгли», 47-летний потомок эмигрантов из России Джон Гилшер, который прекрасно говорил по-русски, хотя и с лёгким прибалтийским акцентом. Гилшер был причастен к появлению «берлинского туннеля» для прослушивания телефонных разговоров в Восточном Берлине и разрабатывал Олега Пеньковского. На Лубянке знали, «ху есть мистер Гилшер», плотно «опекали» его, даже «прослушку» в квартире установили, но мастер перевоплощения каждый раз выходил сухим из мутной воды.
Во время первого контакта на вопрос, почему Толкачёв решил подвергнуть свою жизнь смертельной опасности и предложить свои услуги американцам, тот ответил, что является «диссидентом в сердце». Толкачёв осознавал, что при малейших подозрениях будет тут же изолирован или ликвидирован. И интересовали предателя не столько деньги, как «оценка значения и важности его работы».
За половину срока из запланированных 12-и лет шпионской деятельности на порядка 20-и личных встречах Адольф Георгиевич Толкачёв передал американцам 54 секретные разработки, включая РЛС ПВО и ПРО, данные о работе системы «свой-чужой» самолётов МиГ, электронные системы управления крылатыми ракетами и самолётами, приборы для обхода радиолокационных станций и многое другое. Взамен получил 789 500 рублей, часть из которых просто сжёг, лекарства и кассеты с современной американской музыкой для сына. Американцы утверждают, что порядка двух миллионов долларов США были аккумулированы на его именном счёте в одном из американских банков, на случай бегства семьи за границу.
Предателя предали
О том, что Толкачёв работает на ЦРУ, сообщили сразу два источника. В октябре 1984-го готовивший сменить связника в Москве, но не прошедший проверку на полиграфе из-за пристрастия к наркотикам и уволенный из ЦРУ 33-летний Эдвард Ли Говард прилетел в Вену, пришёл в советское посольство и за 150 000 долларов раскрыл сотруднику КГБ план работы с Толкачёвым, а позднее через Хельсинки бежал в СССР (12 июля 2002 года найден на подмосковной даче со сломанной шеей — прим. авт.). А в мае 1985-го информацию подтвердил остро нуждающийся в 50 000 долларов на бракоразводный процесс Олдрич Эймс. Толкачёв оказался в списке из более десяти раскрытых Эймсом агентов ЦРУ. Кстати, 28 апреля 1994 года за шпионаж в пользу СССР и РФ тот был приговорён судом США к пожизненному заключению.
9 июня по дороге с дачи Толкачёв был арестован. Их автомобиль, которым управляла супруга, поскольку Адольф Георгиевич был слегка подшофе, остановили сотрудники ГАИ. Не ожидавший подвоха предатель вышел из машины и был тут же нейтрализован сотрудниками подразделения «Альфа» КГБ СССР. Доставленный на Лубянку начал давать признательные показания. А 13 июня в Москве с поличным был взят его связной, 2-й секретарь посольства США Пол Стомбаух, которого объявили персоной нон грата и выдворили из Союза.
После года следствия, 16–23 июня 1986 года дело на Толкачёва было заслушано Военной коллегией Верховного суда СССР. Вина Толкачёва в измене Родине в форме шпионажа полностью доказана и за совершение преступления, предусмотренного частью А статьи 64 УК РСФСР, он был приговорён к исключительной мере наказания — смертной казни — и 24 сентября расстрелян.
Наталья Толкачёва была осуждена как пособница шпиона. Перед самым распадом СССР её, как безнадёжно больную, освободили. Обращение в американское посольство за помощью, осталось без удовлетворения. Спустя два года после освобождения вдова расстрелянного шпиона скончалась от онкологического заболевания. Официальный представитель ЦРУ Пол Редмонд информацию, что находящиеся на счету средства Толкачёва были переданы членам его семьи, не подтвердил.
***
Переданные Адольфом Толкачёвым секреты по экспертным оценкам позволили сэкономить американцам порядка 20 млрд долларов, что на сегодняшний день составляет 100 млрд. В 2015 году ЦРУ рассекретило 944 страницы документов об агенте «Сфера». На их основе лауреат Пулитцеровской премии Дэвид Хоффман написал бестселлер «Шпион на миллиард долларов»...
Comments