top of page
  • Фото автораАЕК

Первый и последний генералиссимус Советского Союза

Генералиссимус Советского Союза — высшее воинское звание в Вооружённых Силах СССР. Введено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1945 года на основании рассмотрения коллективного ходатайства рабочих, инженерно-технических работников и служащих Московского завода «Рессора» от 6 февраля 1943 г. и записки командующих войсками фронтов, Генерального штаба Красной Армии, Военно-Морского Флота от 24 июня 1945 г.

На следующий день, 27 июня, по предложению Политбюро ЦК ВКП(б) и письменному представлению командующих фронтами звание было присвоено И. В. Сталину «в ознаменование исключительных заслуг в Великой Отечественной войне». Кроме того, он был награждён орденом «Победа» и ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

C латыни «генералиссимус» переводится просто — «самый главный» и используется для обозначения военачальника наивысшей категории. Это звание использовалось с XVI века до начала XXI-го в ряде стран. Последним генералиссимусом стал руководитель Корейской Народно-Демократической Республики Ким Чен Ир — в 2011 году это звание было присвоено ему посмертно. В настоящий момент ни одного обладателя звания генералиссимуса на планете Земля нет. Вообще, история знала не так много людей, носивших его — самой многочисленной галереей генералиссимусов обладает Франция, с XVI до XIX века их набралось два десятка. А в России, например, их было не более полудюжины за последние три с лишним века.


Первыми генералиссимусами нашей страны стали Иван Бутурлин и Фёдор Ромодановский — соратники юного Петра Первого. Правда, это было пока ещё не всерьёз — двенадцатилетний царь в 1684 году назначил их «генералиссимусами потешных войск», и какой-либо официальной силы это звание, разумеется, не имело. На предмет того, кто именно стал первым настоящим генералиссимусом, мнения историков разделяются. В большинстве источников в качестве такового указан воевода Алексей Шеин.

Во время Азовского похода он командовал Преображенским и Семёновским полками, а затем и всеми задействованными в походе сухопутными силами. За грамотное руководство и большой вклад в дело Шеин 28 июня 1696 года получил от Петра звание генералиссимуса. Однако, согласно мнению некоторых историков, первым российским подданным, удостоенным звания генералиссимуса, был боярин Михаил Черкасский. Он пользовался большим авторитетом как у Петра, так и в народе, ведал административными делами. Для Азовского похода им был построен на собственные средства боевой корабль. Согласно отдельным источникам, за эти и прочие заслуги советом царедворцев при деятельном участии Петра было решено 14 декабря 1695 года пожаловать Черкасскому указанное звание (на полгода раньше, чем Шеину).


В дальнейшем России с генералиссимусами не везло — их насчитывалось трое, и все они ходили в этом звании недолго. Известный сподвижник Петра Первого князь Меншиков был пожалован этим высоким званием при Петре Втором, но лишился его спустя всего четыре месяца после присвоения, впав в немилость. Герцог Антон Ульрих Брауншвейгский, став генералиссимусом, через год с небольшим перестал им быть после дворцового переворота, в результате которого была свергнута его супруга Анна Леопольдовна. Один лишь Александр Васильевич Суворов, князь Италийский, граф Рымникский, и прочая, и прочая, будучи удостоен звания генералиссимуса, благополучно носил его до конца своих дней — но беда в том, что удостоен он был им за полгода до своей смерти.


В Советском Союзе генералиссимус был всего один — человек, выигравший Великую Отечественную войну. Первое документально зафиксированное пожелание о присвоении Иосифу Виссарионовичу Сталину звания генералиссимуса датировано 3 февраля 1943 года — оно было направлено Калинину от рабочих завода «Рессора». В письме предлагалось в честь грядущего 25-летия создания Красной армии и за «выдающиеся, непревзойдённые в военной истории боевые заслуги в деле освобождения Родины» наградить Сталина орденом Суворова 1-й степени и удостоить «высшего военного звания — генералиссимуса».


В тот момент, однако, такого звания в Красной армии не существовало, учреждать его по просьбе трудящихся сочли преждевременным, да и до победы было ещё слишком далеко, чтобы разбрасываться подобными большими погонами авансом. Вполне вероятно, что поступали и другие аналогичные предложения, но финальной точкой в принятии решения стала записка ведущих советских военачальников, поданная в Политбюро 24 июня 1945 года, в день проведения Парада Победы. В ней предлагалось учредить звание генералиссимуса Советского Союза и присвоить его Сталину «за выдающееся руководство боевыми операциями Действующей армии и Военно-Морского флота» и «в ознаменование исключительных заслуг в Великой Отечественной войне», а также наградить Сталина орденом «Победа» и званием Героя Советского Союза.


Записка командующих войсками фронтов, Генерального штаба Красной армии, Военно-Морского флота в Политбюро ЦК ВКП(б) с предложениями о награждении Сталина И. В. орденом «Победа», присвоении ему звания Героя Советского Союза, звания Генералиссимуса Советского Союза, об учреждении ордена Сталина.











Всего через два дня, 26 июня 1945 года, звание генералиссимуса Советского Союза было учреждено, а на следующий день, 27 июня, было присвоено Сталину, вместе с предложенными в записке звездой Героя и вторым орденом «Победа» (первый Сталин получил в апреле 1944 года за Днепровско-Карпатскую операцию).

Разработка униформы генералиссимуса началась уже после присвоения этого звания Сталину. Работу вела служба тыла Красной армии, и была эта работа предельно секретной — только в 1996 году широкая публика смогла увидеть демонстрационный образец мундира (на момент публикации статьи, в 2015 году, он находился в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, а сейчас — в Государственном историческом музее), а предварительные эскизы и рабочие наброски были опубликованы ещё пятью годами позже, в 2001-м. При создании формы и знаков различия отталкивались от уже существовавшего мундира главного маршала рода войск. По мере разработки росло количество деталей, отсылающих к униформе легендарных полководцев прошлого — шинель с пелериной, расшитые рукава, воротник-стойка. Даже погонам, которые изначально должны были отличаться от маршальских лишь некоторыми деталями, в итоге придали форму эполет.



Эполет мундира генераллисимуса, экспонирующегося в ЦВМС.


Получившийся в итоге образ со всей определённостью отсылал к Кутузову. Возможно, таким образом создатели пытались угодить Сталину, который, по некоторым свидетельствам, питал определённую слабость к имперскому стилю старой России, в том числе к униформе с эполетами, аксельбантами и прочими «архаичными» атрибутами. Человек, изображённый на эскизах, что любопытно, на Сталина не похож совершенно, зато до крайности напоминает Жукова.


Сам Сталин к почестям в свой адрес всегда относился весьма скептически, поэтому все поступавшие предложения о присвоении звания генералиссимуса неизменно отклонял. По воспоминаниям современников, убедить его смог в итоге маршал Рокоссовский, указавший на то, что до тех пор, пока Сталин носит звание маршала, он формально не может приказывать своим военачальникам, тоже обладающими маршальскими званиями. Правда, впоследствии Сталин очень жалел о том, что согласился на генералиссимуса. Подчёркивал это тем, что пышную вычурную форму, о которой шла речь выше, он не надевал. Он продолжал носить маршальский китель — белый с воротником-стойкой — либо специально пошитый светло-серый китель довоенного генеральского покроя — с отложным воротником и четырьмя карманами. И в том, и в том и другом случае погоны на кителе были маршальские. Ходит версия, согласно которой Сталин решил, что в шитой золотом помпезной форме с эполетами будет смотреться смешно — это на рослом спортивном военном такой мундир смотрится эффектно, а низенький, неказистый пожилой человек в нём будет похож на швейцара.



Слева – мундир генераллисимуса Советского Союза, изготовленный для Парада Победы 1945 года. Справа – китель, в котором Сталин наблюдал за Парадом Победы с трибуны Мавзолея.


Так это или нет, достоверно неизвестно, но факт остаётся фактом — даже на парадных портретах и пропагандистских плакатах Сталина не рисовали в мундире генералиссимуса первоначального проекта. Кстати, не любил Иосиф Виссарионович и большого количества наград — носил, в большинстве случаев, только лишь звезду Героя социалистического труда, полученную в 1939 году. Лишь на фотографии для личного дела да на нескольких портретах (в основном, написанных уже после его смерти) можно увидеть Сталина со всеми наградами.



Из-за этого факт наличия у Сталина звания генералиссимуса не педалировался ни при его жизни, ни даже после смерти. Сложно сейчас, сквозь пелену прошедших лет, достоверно понять, было ли присвоение Сталину этого звания искренней благодарностью, верноподданическим стремлением угодить или чем-то иным, но попытка в любом случае не увенчалась успехом. В отличие от многих своих зарубежных коллег, как современных, так и более поздних, и более ранних и более поздних, советский вождь не любил пышных почестей и звонких титулов.


После смерти Сталина звание генералиссимуса Советского Союза более никому не присваивалось. Неоднократно поступали предложения с мест (в основном, от военных) о его присвоении Хрущёву, а затем Брежневу, но официального хода они не получали. Отменено звание было в 1993 году, вместе с остальными советскими военными званиями. В перечень воинских званий Вооружённых сил Российской Федерации, созданный тогда же, звание генералиссимуса не вошло.


Источник А.Гребенев (с)

20 просмотров

Недавние посты

Смотреть все

Kommentare


bottom of page