Не так рано, как стоило бы, но все же не позднее, чем следовало, я дал себе слово – держаться подальше от людей, которые не читали роман «Три мушкетера» Александра Дюма. Совершенно избежать общения невозможно, однако если есть хоть малейшая возможность, пользуюсь ею без всякого сомнения. А все потому, что человек, не читавший «Трех мушкетеров», очевидно, не знаком с самой моей любимой цитатой из этой книги.
Вот что ответил д'Артаньян кардиналу Ришелье, который позвал его к себе на службу: «В таком случае я скажу вашему высокопреосвященству, что все мои друзья находятся среди мушкетеров и гвардейцев короля, а враги по какой-то непонятной роковой случайности служат вашему высокопреосвященству, так что меня дурно приняли бы здесь и на меня дурно посмотрели бы там, если бы я принял ваше предложение, ваша светлость».
Приведенная цитата не имеет ничего общего с отношениями индивидуума и власти, давлением так называемого общественного мнения на свободную личность или к какой-нибудь еще ерунде вроде рукоподавания или нерукоподавания. Собственно говоря, все, кто читал «Три мушкетера», хочется мне верить, это и так прекрасно понимают. Хотя бы потому что помнят, что после окончания аудиенции у кардинала сказал своему другу мушкетер Атос.
Разговор кардинала и мушкетера – это история про шанс, который выпадает человеку, чтобы устроить свою жизнь, и про то, как люди распоряжаются своей судьбой. Шансов, как известно, много не бывает, и разбазаривать их совсем не стоит, особенно если нет уверенности в том, что впереди ждут и другие возможности. У юного мушкетера, которого позвали на прием к одному из самых могущественных людей Европы, кажется, и не было другого выбора, кроме как согласиться. Потому что, выражаясь словами другого литературного героя, «ему было сделано предложение, от которого он не сможет отказаться».
Ведь это очень страшно — упустить свой шанс. Не сделать тот самый телефонный звонок, опоздать на встречу, неправильно построить разговор. Или, наоборот, позвонить, куда не надо, пойти, куда не следует, или промолчать, когда от тебя ждут каких-то важных слов.
Разбазарить шанс можно, на что-то согласившись или, наоборот, от чего-то отказавшись. Можно суетливо польститься на выгодную комбинацию и выиграть в итоге сущую мелочь. Или, наоборот, ждать, что вот сейчас-то позовут и предложат. Долго так ждать, не размениваясь на суету. А потом узнать вдруг, что твой телефон вычеркнут из записной книжки за ненадобностью.
Универсального рецепта правильного поведения не существует. В том числе и потому, что никто не знает, в чем состоит его шанс.
Один важный ныне государственный деятель сказал в интервью однажды, что ему больше всего на свете хотелось стать спортивным комментатором. Все бы у него получилось. Он и правда любит спорт, язык подвешен как надо, возможно, он стал бы знаменитым и преуспевающим комментатором. Однако шанс был упущен, и ему пришлось стать важным государственным деятелем. Счастлив ли он сегодня – неизвестно, впрочем, неизвестно, смог бы он быть счастливым, если бы стал комментатором.
Надо быть очень уверенным в себе человеком, чтобы уметь отказывать или, наоборот, соглашаться. Впрочем, можно просто надеяться на свою интуицию. А еще лучше верить в то, что еще один шанс выпадет обязательно, а до той поры просто наслаждаться жизнью.
Возможно, д'Артаньяну и стоило отказываться от предложения Ришелье, чтобы потом услышать слова Атоса? Тем более что кончилось у д'Артаньяна все достаточно неплохо. Гораздо лучше, чем у лейтенантов кардинальской гвардии.
Comments