Нет, все-таки школа – это сила. Когда-то кто-то понял, что детей нужно учить, ибо чистый лист. А потом кто-то не менее умный догадался, что этот чистый листик можно заполнить не только знаниями. Так в школы внедрили идеологию.
Поначалу это средство направляли на формирование своих граждан, но потом пришел великий могучий и нереально прогрессивный фараон Тутмос III и сделал египетские школы частью большой политики маленького Древнего мирка.
Совершая свои многочисленные походы, он не ровнял города с землей и даже своих ставленников вместо убитых правителей не назначал.
Он обычно оставлял предыдущего властителя, а чтобы обеспечить его лояльность, брал в качестве заложника будущего наследника. Вез его в Египет, и, пока папа правил землями, сын не просто жил в Египте, а проходил египетское обучение. В результате, когда папа отбрасывал копыта, на его место возвращался из Египта сын, ставший к тому времени уже полуегиптятином.
С той поры эта практика использовалась многие и многие века. Нельзя сказать, чтобы она работала как часы, но обычно работала хорошо. В ХХ веке с заложниками стало уже как-то туго, поэтому свое влияние развитые страны с большими политическими амбициями стали распространять на добровольных началах.
Страны третьего мира к этому времени уже поняли, что знание – сила, поэтому и сами хотели получить советское образование. Чем и пользовался Союз (впрочем, не только он).
Все началось в 1950-х годах, что совпало с московским VI Всемирным фестивалем молодежи и студентов 1957 года. Тогда нашу страну посетило почти 35 тысяч человек. Но, хотя это и подняло рейтинг нашей страны, поначалу учиться к нам приехало только около 6 тысяч иностранцев.
Потом они вошли во вкус, и их количество все возрастало, добравшись к 1990 году до отметки в более чем 126 тысяч человек. Особенно старался в этом вопросе Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы – тот, который сейчас переименовали в Российский университет дружбы народов (Лумумбу решили убрать).
Собственно «лумумбарий», как его иногда называли, имел в приоритете не обучение собственных граждан, а студентов из Африки, Азии и Южной Америки, что они и делал с 1960 года, когда был открыт. Наших сограждан изрядно раздражало, что учились в нем по большей части иностранцы, которым в свободное от учебы время государство еще и поездки на море оплачивало. Оно вообще оплачивало все.
Однако, вопреки стереотипам, негры вовсе не были большинством среди студентов-иностранцев. Среди полумиллиона студентов, которые успели отучиться в наших ВУЗах с 1949 по 1991 год, черная доля составила менее 15%. Просто негры в глаза бросались сильнее. Наиболее же многочисленным был «десант» из стран Восточной Европы и Балкан.
Результат такой деятельности был неоднозначным. С одной стороны, это поднимало престиж страны и позволяло формировать за рубежом кадры, лояльные СССР. Но с другой стороны – нельзя сказать, чтобы Союз получил от этой лояльности какую-то выгоду. Фактически речь шла о том, чтобы сформировать просоветское правительство за рубежом только для того, чтобы потом можно было активнее помогать этой стране. В общем, в противном случае эти страны брали бы кредиты не у нас, а в другом месте.
Да, очень многие студенты-иностранцы, получившие образование у нас, в итоге заняли видные посты, начиная от самых высших. Но вряд ли можно считать необычайно полезным для СССР и теперешней России президента Палестины Махмуда Аббаса. Обучение афганских специалистов привело к тому, что нами же выращенный президент Афганистана втянул нас в войну в стране, которую мы же за свои деньги перед этим и развивали.
Не припомню я, чтобы о благе СССР пекся и президент Вьетнама Нгуен Фу Чонг, закончивший у нас целую аспирантуру. А о том, сколь значимую роль для российского бытия играет президент Шри-Ланки Майтрипала Сирисена никто и не догадывается, как не догадывается и о самом существовании этой видной политической фигуры.
Нереальную пользу приносит странам бывшего Союза и окончивший Азербайджанский институт нефти и химии президент Анголы Душ Сантуш, правивший этой страной почти 40 лет. Кстати, теперь там правит другой президент, который так же получил советское образование, и столь же полезный для нашей страны, как и его предшественник.
Президент Гондураса, президент Чада, президент Гайаны и многие другие (перечислять просто видные в этих странах фигуры и многочисленных дипломатов бессмысленно из-за их количества). Все они похожи на молочного козла, который, как известно, не доится.
Так стоило ли обучать? Здесь, дорогой читатель, я хочу обратить внимание не на пресловутых негров, от которых не было толку, а на тех самых наиболее многочисленных студентов из восточноевропейских стран. Образование-то они у нас получали, однако в итоге большая часть этих стран сейчас является союзниками наших вероятных противников и занимает антироссийскую позицию.
Так стоило ли вкладываться в подготовку столь ненадежных союзников? Или стратегия Тутмоса Третьего уже не работает, исчерпав свой ресурс? Хотя, кроме древнеегипетского, есть и мрачный древнеримский вариант. Римляне ближе к закату своей страны активно обучали диких варваров. Те познакомились с римской цивилизацией, а заодно научились воевать. В итоге именно они и закрыли историю этой империи. Может, для страны выгоднее поощрять темноту и неграмотность среди своих соседей?
Comments