Что мы знаем о Карле XII? Школьные учебники советских времен давали этому человеку достаточно лапидарную и однозначную характеристику: шведский король-агрессор, воевал с Петром І, заключил коварное соглашение с изменником Мазепой, вторгся в украинские земли, в битве под Полтавой был разбит русскими войсками и позорно бежал в Турцию… Вот, собственно, и все. Между тем, о монархе, с чьим именем гетман Мазепа связывал свои надежды на независимость Украины, можно порассказать немало интересного. Ведь союзник украинского гетмана был одной из самых ярких и неординарных личностей своей эпохи.
Пятнадцатилетний король
Сын шведского короля Карла XI и королевы Ульрики Элеоноры, Карл XII появился на свет 17 июня 1682 г. Три его брата умерли еще во младенчестве, поэтому с ранних лет Карла воспитывали как единственного наследника и преемника своего отца. Подобное воспитание не могло не сказаться на характере юного принца — уже в детстве он обладал крайне независимым и упрямым нравом, был болезненно самолюбив, привык совершенно не считаться с мнением окружающих и в то же время отличался редким упорством в достижении намеченных целей.
Приведем красноречивый пример. Маленькому наследнику престола долгое время не давалась латынь. Решив, что особе королевской крови не пристало забивать голову дурацкими супинами и герундиями, Карл наотрез отказался изучать умерший язык. Никакие уговоры и угрозы наставников не смогли бы заставить своевольного принца пересмотреть принятое им решение. Но вот кто-то сообщил будущему королю, что датский и польский монархи знают латынь. Самолюбие Карла было уязвлено; он немедленно приступил к прилежным занятиям и не успокоился до тех пор, пока в совершенстве не овладел языком древних римлян.
Истинное восхищение в малолетнем Карле вызывали великие цари и полководцы прошлого. Прочитав жизнеописание Александра Македонского, наследник воскликнул: «Я стану таким же, как он!». «Но Александр прожил лишь 33 года», — сказали ему наставники. «А разве этого мало для покорителя стольких царств?» — возразил Карл.
В апреле 1697 года, когда принцу не было еще и 15 лет, его отец скоропостижно скончался. Власть в стране перешла к регентше — бабушке Карла Ядвиге Элеоноре Гольштейнской. Однако наследник считал, что, несмотря на юный возраст, он и сам бы успешно справился с обязанностями главы государства. Как-то раз во время смотра войск Карл с раздражением заметил: «Кажется, я уже могу командовать этими людьми. Так до каких же пор мы будем слушать бабьи приказы?!».
При поддержке придворных амбициозному юноше вскоре удалось добиться своего — в ноябре 1697 г. он был провозглашен королем Швеции. Торжественная церемония коронации была ознаменована одной из тех экстравагантных выходок, которые в дальнейшем стали неизменными спутницами двадцатилетнего правления нового монарха. Карл демонстративно выхватил из рук архиепископа королевскую корону и, вызывающе глядя по сторонам, сам возложил ее себе на голову.
Карл XI оставил преемнику могущественную державу с процветающей экономикой и сильной армией, так что первые годы своего правления молодой король не вникал во все тонкости государственных дел. Карл XII был занят главным образом охотой, веселыми пирушками и скандальными проделками, приводившими благочестивых шведских обывателей в тихий ужас. Скажем, в 1698 г. в Стокгольм приехал герцог гольштейн-готторпский Фридрих, собиравшийся жениться на старшей сестре Карла. Высокородный жених очень быстро сдружился со своим будущим шурином, и лихая парочка буквально перевернула вверх дном всю столицу. Король и герцог ездили по городу в одних рубашках, били стекла, срывали с прохожих шляпы и парики, безжалостно крушили дворцовую мебель и выбрасывали ее из окон, выбивали блюда с кушаньями из рук королевской челяди, сломали все скамьи в стокгольмской церкви, заставив прихожан молиться стоя; острыми саблями рубили головы баранам и телятам, специально для этой цели пригнанным во дворец; устроили охоту на зайца в помещении шведского сената — в общем, развлекались, как могли…
Вскоре, однако, буйным забавам юного короля пришел конец. Карл XII не остепенился, нет. Он просто нашел новый путь для выхода своей неуемной энергии — славные военные баталии.
Северный Александр Македонский
Невероятное превращение беззаботного гуляки в знаменитого полководца произошло в 1700 году. Испробовать свои силы на военной стезе Карла заставила нужда. Против Швеции выступила коалиция трех монархов — датского короля Фредерика IV, саксонского курфюрста (по совместительству — короля Польши) Августа II и русского царя Петра I. Началась многолетняя Северная война.
Однажды вечером, находясь в гостях у своей бабушки и сестер, Карл XII как бы невзначай упомянул о том, что поедет «развлечься». Родственницы короля, вероятно, подумали об очередной пьяной гулянке. Между тем той же ночью юный монарх во главе шведской армии выступил в поход против своих врагов. Внезапно высадившись с 15-тысячным войском в Дании, Карл под угрозой обстрела Копенгагена заставил Фредерика IV капитулировать. Датское королевство было выведено из войны.
Осенью 1700 г. Петр I взял в осаду Нарву. Шведский король двинулся на выручку гарнизону крепости. 19 ноября под Нарвой произошло сражение, окончившееся сокрушительным разгромом русской армии. Карл XII обратил в бегство втрое превосходящее шведов по численности, но плохо обученное и слабо вооруженное войско царя Петра. «Нет никакого удовольствия биться с русскими, — сказал король после битвы одному из своих генералов. — Они не сопротивляются как другие, а бегут». В Швеции по приказу Карла были отчеканены медали с карикатурным изображением, высмеивающим русского государя, — плачущий Петр, потеряв шляпу и шпагу, удирает из-под Нарвы.
С тех пор шведский монарх относился к Петру I с величайшим пренебрежением и серьезным соперником его больше не считал. Через девять лет Карлу придется дорого заплатить за подобную недооценку русских…
Пока Петр всячески укреплял свою армию, Карл XII сосредоточил все усилия на борьбе с Польшей, представлявшейся ему единственно достойной противницей. Надо сказать, что борьбу эту он вел весьма успешно. За несколько лет юный король стал одним из самых известных европейских полководцев. Современники дали ему красноречивое прозвище — Карл Непобедимый. А еще шведского монарха называли «северным Александром Македонским» — так сбылась его мальчишеская мечта походить на знаменитого царя древности. Боевая слава окрылила Карла XII. Тяга к военным баталиям стала у него почти маниакальной. «Король ни о чем больше не думает, как только о войне…», — писал о Карле шведский генерал Стенбок.
Будучи всецело предан ратному делу, король вел образ жизни простого воина. Постоянно ходил в солдатском мундире из голубого сукна, месяцами (!) не снимал своих грязных сапог и ложился спать прямо в них, в лучшем случае — на походной кровати, в худшем — на голой земле; одинаково стойко переносил жару и холод, разнообразным деликатесам предпочитал жареное сало, совершенно не пил вина, был немногословен, не читал книг, не увлекался искусствами, избегал женского общества.
Кроме поистине спартанского аскетизма Карл XII был широко известен своей необычайной, порой доходившей до безумия храбростью. Во главе шведских войск он ходил в атаку на противника, совершенно свободно чувствовал себя под вражеским обстрелом, неприятельские пули и снаряды насмешливо сравнивал с острой приправой вроде горчицы.
Следует, впрочем, отметить, что удивительная отвага молодого короля редко была продиктована жизненной необходимостью и чаще всего выражалась в дерзких, абсолютно бессмысленных выходках. Так, например, в сентябре 1707 г., находясь в окрестностях Дрездена, шведский монарх бросил свою армию и верхом на резвом скакуне примчался прямо на ужин к … своему заклятому врагу саксонскому курфюрсту Августу II, которого незадолго до того лишил польского престола. Весело усмехаясь, нежданный гость объяснил остолбеневшему хозяину, что приехал попрощаться. От неминуемого плена Карла спасла растерянность экс-короля Польши: Август был настолько ошарашен, что вовремя не отдал приказа схватить обнаглевшего противника, а когда пришел в себя и спохватился, того уже и след простыл. В шведском лагере Карл XII был встречен обеспокоенной свитой: «Ваше Величество, как вы решились на такое — явиться во вражеский стан? Ведь вас могли…» «Не посмели бы!» — резко оборвал своих придворных неустрашимый король.
Роковая Полтава
Вот с таким-то багажом ратных подвигов Карл XII в качестве союзника гетмана Мазепы прибыл осенью 1708-го на территорию Украины.
К сожалению, историкам почти ничего не известно о том, как складывался союз между шведским королем и украинским гетманом. Переговоры Карла с Мазепой велись в глубокой тайне, и какие-либо оригинальные документы по этому поводу отсутствуют. Известно, что на контакт с гетманом Карл XII пошел в 1705 г., а посредником в их переговорах выступал новый польский король, ставленник шведов Станислав Лещинский. Ну а первая личная встреча Мазепы и Карла произошла в конце октября 1708 года близ Макошина на Черниговщине. Тогда же король и гетман поставили свои подписи под союзным договором, предусматривавшим создание соборного украинского государства под протекторатом Швеции.
Шведский монарх не сомневался в победном исходе военной кампании против царя Петра. Даже когда выяснилось, что Мазепа не в состоянии обеспечить союзную армию продовольствием, фуражом или подкреплениями, оптимизм Карла не исчез.
А впереди короля ожидал роковой день 27 июня 1709 года, страшное поражение, бегство и безвозвратная потеря имиджа непобедимого полководца. Впрочем, в битве под Полтавой Карл XII, как известно, не командовал своими войсками лично. Виной этому были чересчур воинственный нрав шведского монарха и, как ни странно, лихие украинские казаки, правда, воевавшие на стороне Петра I, а не гетмана Мазепы.
…Темной ночью 16 июня Карл решил лично произвести разведку вражеских позиций. Вместе с несколькими приближенными он подъехал к русскому лагерю. Здесь король и его спутники наткнулись на группу украинских казаков. Сидевшие вокруг костра люди были очень хорошо видны из темноты. Не колеблясь ни секунды, удалой монарх выхватил пистолет и выстрелил в ничего не подозревавших противников. Один из казаков свалился замертво. Другие открыли огонь из ружей в сторону нападавших. Шведы развернули коней и помчались обратно, однако казацкая пуля все же настигла Карла XII, поразив его в левую ногу.
Последовала мучительная хирургическая операция на ноге, которую Карл перенес мужественно, через силу улыбаясь и подбадривая робких медиков, боявшихся причинить королю страдание. В результате воинственный монарх на несколько недель оказался прикованным к постели, и накануне решающего сражения был вынужден передать непосредственное командование войсками фельдмаршалу Реншельду. Кто знает, если бы
27 июня Карл XII лично повел свою армию в атаку, мчась впереди на быстром коне и вдохновляя шведских солдат собственной отвагой, быть может, исход полтавского боя был бы другим…
Впрочем, даже потеряв возможность самостоятельно передвигаться, бравый король постарался принять посильное участие в предстоящей баталии. Вечером 26 июня Карл выступил перед солдатами и офицерами с пламенной речью. Свое обращение к армии неунывающий монарх закончил оптимистическим приглашением отобедать с ним завтра в шатрах русского царя: «Он приготовил нам много кушанья. Идите же туда, куда ведет вас слава!»
Раненый король и на следующий день отнюдь не отсиживался в обозе. Карл появлялся на самых тяжелых участках боя, куда его доставляли на носилках. По горькой иронии судьбы, это обстоятельство ускорило трагическую для шведской армии развязку Полтавской битвы. В разгаре сражения носилки Карла XII были разбиты русским пушечным ядром. Карл свалился на землю. Среди шведов моментально разнесся слух о гибели короля. Возникла паника. Началось стихийное отступление королевского войска с поля боя.
Карл XII приказал поднять себя на скрещенных пиках. С их высоты он кричал бегущим солдатам: «Шведы! Шведы!». Но все было напрасно — бегство своей армии король остановить уже не мог.
Войско Карла XII потерпело сокрушительное поражение и практически перестало существовать, а сам шведский монарх, чудом избежав плена, вынужден был вместе с гетманом Мазепой и небольшой группой приближенных искать прибежище на территории Османской империи.
В гостях у турок
Турецкий султан предоставил Карлу XII и Мазепе резиденцию в Бендерах (на территории современной Молдавии). Украинский гетман вскоре скончался, а Карл провел у турок почти пять лет.
Свое пребывание в турецких землях король использовал не понапрасну — он старался убедить султана начать войну с противниками Швеции. Вскоре его усилия как будто бы увенчались успехом: в 1711 г. Карлу удалось спровоцировать военное столкновение между Турцией и Россией. Бесславный Прутский поход русской армии закончился окружением войск Петра І. Но каково было разочарование шведского короля, когда вместо того чтобы сокрушить русских, султан предпочел заключить с ними мир на выгодных условиях!
Естественно, Карл не успокоился и с удвоенной энергией продолжал склонять повелителя правоверных к боевым действиям против своих врагов. Король мечтал о победоносном походе в Польшу и Россию во главе турецкой армии, о новых подвигах и победах. Но все было напрасно. Султан не хотел ввязываться в опасные военные авантюры.
Постепенно присутствие воинственного короля начало тяготить турецкого властителя, и он стал вначале ненавязчиво, затем все более и более настойчиво напоминать Карлу XII и его приближенным, что, мол, погостили, пора бы и честь знать. Но возвращаться в Швецию, не добившись своего, король не желал. И когда посланцы султана в очередной раз пришли к нему с категорическим предложением ехать на родину, строптивый монарх бросился на назойливых визитеров с обнаженной шпагой.
Осознав, что по-хорошему с засидевшимся гостем договориться не удастся, султан был вынужден пойти на крайние меры. К резиденции шведского короля подошла 12-тысячная турецкая армия. Рассчитывая взять упрямого монарха на измор, турки сожгли шведские склады с продовольствием и фуражом.
Однако Карл XII с немногочисленной (только 100 человек!) горсткой соратников решил держаться до последнего. В душе он даже обрадовался такому повороту событий — ведь предстояла хоть и небольшая, но все же война! По всем правилам фортификационного искусства король окружил свою резиденцию кольцом оборонительных укреплений. Что же касается продовольственной проблемы, то она была решена достаточно просто — Карл приказал застрелить скаковых лошадей, подаренных ему султаном, и приготовить из них солонину.
Туркам пришлось идти на штурм шведских позиций. Так как султан отдал приказ по возможности не причинять вреда коронованному забияке, потери с турецкой стороны были значительными. Под метким ружейным огнем полегло немало янычар. Нескольких турок неукротимый король застрелил лично.
Лишь применив артиллерию, подданные султана смогли выбить Карла и его людей из окопов. Шведы отступили в дом, но оружия не сложили. Тогда турки обстреляли королевскую резиденцию зажигательными снарядами. В помещении начался пожар. В огне, в дыму Карл продолжал отстреливаться, но затем был вынужден покинуть объятое пламенем здание, и янычарам удалось его пленить.
Конфликт с гостеприимными хозяевами стоил бравому королю четырех пальцев, куска уха и кончика носа, потерянных в пылу схватки. Впрочем, Карл нисколько не жалел о случившемся. «Пусть лучше меня считают сумасшедшим, чем трусом!», — такими словами отважный монарх оценил свое авантюристическое поведение под Бендерами.
Турки перевезли венценосного буяна в местечко Дематика под Адрианополем. Некоторое время Карл пробыл здесь в формальном заточении, а затем, наконец, согласился отправляться в свое отечество.
Таинственная гибель
10 ноября 1714 г., после утомительного двухнедельного путешествия верхом через всю Европу, Карл XII, оборванный, заросший бородой, прибыл в центр шведской Померании — Штральзунд. К этому времени измученная бесконечной войной страна уже порядком заждалась своего монарха — шутка ли, Карл покинул Швецию почти 15 лет назад!
Однако засиживаться дома темпераментный король вовсе не собирался. Он уже не мыслил своей жизни без далеких военных походов. А то, что Шведское королевство годами остается без монарха, — Карла нисколько не волновало. Однажды шведский сенат осмелился посетовать на долгое отсутствие главы государства. Когда об этой жалобе доложили Карлу XII, дерзкий король в качестве полномочного заместителя велел отправить сенаторам… свой грязный солдатский сапог.
Едва монарх-скиталец успел возвратиться на родину, как в его голове уже созрел план новой военной кампании. На этот раз он решил отвоевать у Дании территорию Норвегии. Успешные боевые действия в норвежских землях должны были, по замыслу короля, компенсировать все неудачи в войне с Россией и вернуть ему славу великого полководца. И вот Карл XII во главе шведской армии отправился в очередной поход. Как оказалось, в последний…
Поздней осенью 1718 г. шведы осадили норвежскую крепость Фредериксгаль. Под крепостью развернулось строительство осадных траншей и укреплений. Ход работ Карл XII старался контролировать лично. Вот и в ночь на 1 декабря 1718 г. король вместе с тремя провожатыми решил осмотреть траншею, строившуюся под руководством французского инженера Мегре, — она показалась шведскому монарху недостаточно глубокой. В процессе осмотра Карл опрометчиво высунулся из-за бруствера. В тот же момент в правый висок короля ударила шальная пуля. Сраженный наповал, он рухнул на землю. Смерть, которой бесстрашный монарх столько раз смотрел прямо в лицо, наконец-то настигла его. Своего кумира Александра Македонского Карл XII пережил всего на два года.
По свидетельству современников, инженер Мегре, автор той самой злосчастной траншеи, так высказался о завершении беспокойного жизненного пути шведского короля: «Пьеса окончена, господа, пойдемте ужинать…» Однако язвительный француз оказался не прав. Трагическая кончина отнюдь не поставила точки в удивительной истории Карла XII. Наоборот, окружила неординарного монарха дополнительным ореолом таинственности.
Практически сразу же после печального инцидента под Фредериксгалем возник вопрос: а была ли пуля, поразившая короля, действительно шальной? Очевидцы утверждали, что траншея, в которой был убит Карл, находилась вне досягаемости ружейного огня из вражеской крепости. Были и другие странные обстоятельства. Среди шведских солдат тотчас поползли слухи о том, что трагическая гибель Карла XII — не случайность. И роковую пулю выпустили вовсе не враги, а наемный убийца. Тем более что своевольный шведский король к этому времени набил оскомину очень многим — как на родине, так и за границей.
Споры о том, стал Карл XII жертвой фатального случая или же хорошо спланированного покушения, не утихают до сих пор. Этой проблеме посвящены десятки исторических исследований. Шведские криминалисты, наверное, уже давно потеряли счет хитроумным следственным экспериментам, призванным установить истинную причину гибели знаменитого короля. В 1917 г. даже была предпринята эксгумация останков Карла XII. Но к окончательному выводу специалисты так и не пришли.
Венценосный союзник гетмана Мазепы, при жизни удивлявший окружающих своим экстравагантным поведением, и по сей день продолжает преподносить сюрпризы ученым-историкам.
Comments