Древний Вильнюс не просто столица Литвы, но и мировая жемчужина. Исторический центр города включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь прочно переплелась судьба сразу нескольких народов.
Город древний, город славный...
Основанный в XIV веке под именем Вильна, он стал стольным градом великих князей литовских. Языческая в ту пору Литва вела борьбу с Московским княжеством за влияние на русских землях, и не было понятно до конца, кто в итоге станет собирателем большой державы.
Но уния с Польшей оттолкнула большинство православных от Литвы. Само же Великое княжество Литовское оказалось в положении «младшего партнера», которое окончательно было закреплено с созданием в XVI веке Речи Посполитой.
Вильна продолжала развиваться как крупный торговый, научный и культурный центр, но уже без притязаний на столичные функции.
Противоборство между Россией и Речью Посполитой в XVI веке сделало Вильну ареной ожесточенных сражений. Город, взятый русской армией, в 1660 году был осажден поляками. Воевода Даниил Мышецкий, отрезанный от основных русских сил, 16 месяцев держал оборону, отказываясь сдавать Вильну противнику. Когда в гарнизоне осталось всего несколько десятков человек, Мышецкий стал жертвой предательства. Его выдали полякам, которые казнили упрямого русского воеводу.
Несостоявшееся королевство
В конце XVIII века теряющая влияние Речь Посполитая вступала в яростные конфликты с соседями, следствием чего становились поражения и так называемые «разделы Польши». По итогам третьего раздела Польши в 1795 году, последовавшего за разгромом восстания Тадеуша Костюшко, Вильна вошла в состав Российской империи. Город стал центром вновь созданной Виленской губернии.
Из-за регулярных польских восстаний, поднимавшихся в XIX веке и затрагивавших Вильну, русские власти взяли курс на русификацию как города, так и всей губернии. Впрочем, к началу XX века это политика была свернута.
Как и по всей России, в Вильне зрели революционные настроения. Правда, они были весьма различны. Одни мечтали о национальном литовском государстве, другие — о восстановлении независимой Польши, третьи видели будущее в мировой пролетарской революции .
В 1915 году в ходе Первой мировой войны Вильну оккупировали немцы. Их господство и привело к тому, что в 1918 году Совет Литвы, или Литовская Тариба, провозгласил создание независимого Литовского королевства. На престол решено было пригласить немецкого принца и военного Вильгельма фон Ураха, который должен был короноваться под тронным именем Миндаугас II.
Несогласных с таким решением было много, но немецкие штыки выглядели весьма весомым аргументом. Но пока суть да дело, Германия потерпела поражение в войне, и королевство спешно выбросили на свалку.
Снова власть меняется
5 января 1919 года в город вошли части Красной Армии, установившие власть Временного революционного рабоче-крестьянского правительства Литвы под председательством Винцаса Мицкявичюса-Капсукаса.
В феврале 1919 года город, который теперь именовался Вильно, был объявлен столицей Литовско-Белорусской Советской Социалистической Республики (Литбел).
Но лидер Польши Юзеф Пилсудский, питавший к Вильно особые чувства как городу своего детства и юности, намеревался сделать его частью своей державы. 19 апреля 1919 года город был захвачен польской армией.
Советско-польская война шла с переменным успехом. 12 июля 1920 года Советская Россия заключила соглашение с Литвой, согласно которому Виленский край передавался литовцам. 20 июля части Красной Армии вошли в Вильно, после чего продолжили наступление.
Но успехи Советской России были прерваны поражением в битве за Варшаву. Этот эпизод войны также известен как «Чудо на Висле». Советские войска начали отступать, передав Вильно Литве 27 августа.
Юзеф Пилсудский, рассчитывавший присоединить Литву к Польше, столкнулся с одной стороны с яростным сопротивлением литовцев, а с другой — с позицией Антанты, полагавшей, что независимая Литовская республика должна сохраниться.
7 октября 1920 года был подписан польско-литовский договор о разграничении территорий, по которому Польша признавала переход Вильно к Литве.
Как Польша оставила литовцев без столицы
А дальше начался форменный политический цирк. За два дня до передачи Вильно Литве «взбунтовалась» дивизия польской армии под командованием Люциана Желиговского. Это был невероятно странный «мятеж». Было объявлено, что она отказалась подчиняться Варшаве и, соответственно, Пилсудскому. Но при этом сделала то, что было выгодно именно Варшаве, впоследствии получив признание. А сам Желиговский все это время (и до, и после "мятежа")... оставался личным другом Пилсудского.
Мятежники заняли Вильно и объявили о создании независимого государства Срединная Литва. Правительство Литвы обратилось с протестом в Лигу Наций, но добилось лишь того, что Франция с Англией выразили сожаление, призвав стороны решать конфликт мирным путем.
Переговоры, однако, ни к чему не привели. В итоге Литва разорвала дипломатические отношения с Польшей, а Вильно остался столицей Срединной Литвы, которая в марте 1922 года вошла в состав Польши.
Западные державы сочли, что полностью «расплатились» с литовцами, передав им в 1924 году контроль над ранее принадлежавшим Германии Мемелем (ныне Клайпедой).
Тем не менее в Конституции Литовской республики оставалась строка о том, что столицей страны является Вильно, хотя в действительности в этот период она находилась в Каунасе.
Польше это категорически не нравилось. Официальная Варшава жаждала заставить литовцев признать сложившееся положение вещей.
В марте 1938 года на польско-литовской демаркационной линии был обнаружен труп польского пограничника. Литва предложила Польше для расследования случившегося создать смешанную комиссию. Поляки от предложения наотрез отказались, объявив виновной литовскую сторону. 17 марта 1938 года Варшава предъявила Литве ультиматум с требованием восстановить дипломатические отношения и убрать из Конституции упоминание о Вильно как столице государства. В противном случае Польша готова была применить силу.
Варшава, поддерживавшая дружеские отношения с Берлином, взяла на вооружение методы Третьего Рейха.
Литва вынуждена была принять условия, поскольку не имела ни сил для отражения военного нападения, ни поддержки мирового сообщества.
Хуже того, в марте 1939 года Германия потребовала вернуть ей Мемель и окрестности, грозя вторжением вермахта. 23 марта в Берлине литовская делегация безропотно приняла выдвинутые условия, и на следующий день Адольф Гитлер уже выступал в Мемеле с торжественной речью, поздравляя местных жителей с возвращением в «объятья Рейха».
Получите и распишитесь
Последующие события литовские историки трактуют так: СССР, заключив Пакт о ненападении с Германией, навязал Литве договор о военном сотрудничестве, который открыл дорогу к оккупации республики в 1940 году. Не будем сегодня говорить о природе создания Литовской ССР, ибо это большая и отдельная тема. Поговорим лучше о том, про что литовцы не вспоминают.
Поляки, на протяжении второй половины 1930-х годов заигрывавшие с Берлином, все-таки доигрались. Нежелание отдавать Гитлеру Данциг привело к тому, что страна, еще недавно делившая вместе с Германией Чехословакию, сама стала жертвой.
17 сентября 1939 года правительство Польши покинуло территорию собственной страны. Организованное сопротивление немецкому вторжению фактически завершилось. В этот же день части Красной Армии вступили на земли, которые были захвачены Польшей в начале 1920-х годов. Те самые, которые Антанта в лице лорда Керзона сочла не принадлежащими Варшаве.
Вечером 18 сентября подразделения Красной Армии подошли к окраинам Вильно. К 13 часам 19 сентября советские войска, подавляя сопротивление поляков, заняли городской вокзал. К концу дня сопротивление практически прекратилось, и город перешел под контроль Красной Армии.
Судьба древнего города оказалась в руках Иосифа Сталина. Кстати, на Вильно заявляли виды руководители Белорусской ССР.
Однако 10 октября 1939 года СССР и Литва подписали договор, по которому часть Виленского края и Вильно передавались Литовской республике.
27 октября 1939 года в город вошли части литовской армии. Мечта литовского народа сбылась.
Столица, порт, курорт. А ведь всего этого могло и не быть
Можно, конечно, долго и нудно рассуждать на тему «советской оккупации», но не надо забывать — Сталин мог и не делать этих реверансов в сторону литовцев. А вождь еще и в 1944 году окончательно отбил поползновения поляков на Вильно, ставший Вильнюсом, популярно объяснив, что статус столицы Литовской ССР никто пересматривать не будет. Сравните это с позицией Антанты, которая фактически бросила ограбленных Польшей литовцев в 1920-х годах.
Щедрость советских коммунистов по отношению к литовцам поистине не знала границ. В 1945 году на конференции в Потсдаме было принято решение о передаче СССР части Восточной Пруссии. Под юрисдикцию СССР перешел и Мемель.
Напомним, Литва отказалась от этого города, будучи в статусе независимого государства. Поэтому никаких обязательств перед литовцами советские руководители не имели и могли включить город в новую Калининградскую область. Но Мемель-Клайпеду отдали Литовской ССР.
А ведь есть еще и курорт Друскининкай, переданный Литве из состава Белорусской ССР осенью 1940 года.
«Советский оккупант» ведь мог всего этого и не делать. И поплыла бы Литва в 1990-х по волнам независимости со столицей в Каунасе без порта Клайпеды и курорта Друскининкай.
А 600-тысячный Вильно развивался бы себе в составе Польши или Белоруссии. И главное, что такой сюжет тоже можно было бы обосновать с точки зрения исторической справедливости.
Но кое-кому проще пестовать в себе ущербность и мечтать о многомиллиардной «компенсации за оккупацию».
コメント