Я уже писал (https://kolosinski.wixsite.com/evgenich/post/почему-москва-стала-столицей) о том, какие исторические обстоятельства способствовали возвышению Москвы. Но захолустный городок никогда не стал бы столицей крупнейшего государства на земле, если бы не люди.
В этой серии статей я постараюсь рассказать о людях, которые вознесли бывшее село боярина Кучкина - о князьях Великого княжества Московского.
Начинал "московский клан" практически с нуля. Напомню, чтобы хоть чем-то наделить четвертого, младшего и малолетнего сына Александра Невского по имени Даниил, вокруг невеликого города Москвы было образовано отдельное Московского княжество.
Фрагмент картины "Святой благоверный князь Даниил Московский". Художник: Виталий Графов. 2012 г.
Поднимались "московские" с самых низов, а потому и "ставить себя" им пришлось особенно жестко. Собственно, еще сам отец-основатель Даниил Александрович успел продемонстрировать братьям, что вовсе не собирается довольствоваться амплуа почтительного младшего брата "на побегушках".
Сначала он захватывает рязанский город Коломну. На законное недоумение князя Константина Рязанского «младшенький» никак не реагировал, а когда рязанский князь попытался выставить дебошира, то по зубам досталось и рязанцам, и приведенным ими татарам. Более того, Даниил умудрился хитростью захватить бедолагу Константина и привести его в Москву, где и держал несколько лет, не забывая, впрочем, оказывать родственнику должные почести.
Памятник князю Даниилу Московскому работы скульпторов А. Коровина и В. Мокроусова, архитектора Д. Соколова. 1997 г.
Поняв, что Коломна сошла ему с рук, Даниил воспрял духом. Через два года после захвата Коломны умирает, не оставив наследников, племянник Даниила – князь Иван Переяславский.
Город Переяславль-Залесский был очень лакомым кусочком, и Даниил долго обихаживал хворого племянника, за лаской попутно растолковывая умирающему, кто ему лучший друг и самый подходящий наследник. Однако после смерти Ивана развернулся классический сюжет на тему «родственники делят квартиру умершей бабушки».
Как выяснилось, на Переяславль зарился не только дядя Даниил, но и еще двое дядьев — двоюродный Михаил Тверской, и еще один родной – сам великий князь Андрей Городецкий.
Андрей Александрович по прозвищу Городецкий, великий князь владимирский, сын св. великого князя Александра Ярославича Невского от брака с Александрой Брячиславовной, княжной полоцкой.
Вот этот главный дядя Андрей и решил все без всяких семейных советов – сразу же завез свою мебель в бабушкину квартиру, в смысле – посадил своих наместников в Переяславле.
Сказать, что московское семейство было возмущено – это ничего не сказать. Квартиру-то оставили им!
По духовному завещанию покойный отписал Переяславль-Залесский князю Даниилу Московскому. К чести московских – решая дилемму «идти или не идти против великого князя», они не колебались ни секунды.
Даниил вышиб наместников Городецкого и занял город, а чтобы у противника не было искуса повторить этот фокус, оставил охранять «наше наследство» своего старшенького сына, Юрия. Тот так и сторожил город безвылазно, даже на отцовские похороны не поехал.
Святой блг. кн. Даниил Московский со своими родителями — св. блг. кн. Александром Невским и праведной Вассой. Настенная роспись XIX века из храма Покрова Богородицы Московского Свято-Данилова монастыря
В общем, к концу своего правления Даниил достал всех. Рязанский князь у него в полоне сидит, сын Юрка в Переяславле засел – не выковырять. И, несмотря на все протесты оскорбленных сторон, не отдает же ничего! Даже и не думает поделиться хоть чем-то из захваченного, хотя кусок заглотил явно не по горлу – один только Переяславль был и древнее, и многолюднее, и богаче всей его занюханной Москвы.
Вот это поведение основателя рода и стало образцом для всех последующих московских князей – со всем, что попадало им в руки, можно было попрощаться, свои приобретения они удерживали хваткой бультерьера.
Основатель династии — князь Даниил Александрович. Миниатюра из «Титулярника», XVII в.
Отчаявшись решить проблему по-родственному, Городецкий решил приструнить зарвавшегося родственника с помощью высшей власти и отправился в Орду. Жаловаться «царю Тохте» на действия Даниила Московского.
Тохта, помыслив, назначил осенью 1304 года общий сбор всех русских князей в Переяславле под председательством ханских посланников. Там и должно было разбираться персональное дело князя Даниила. Присутствовали почти все северо-русские князья, прибыл и глава русской церкви – митрополит Максим.
Святой князь Даниил Московский. Канонизирован в 1791 году для местного почитания как святой благоверный князь. Фреска Архангельского собора Московского Кремля, Москва.
Вот только самого Даниила не было – еще в марте князь скончался, и интересы москвичей представлял его старший сын и наследник Юрий Данилович. Дело новый московский князь выиграл – посланники хана оставили Переяславль за Москвой.
А вскоре, ободренный успехом, новый глава московской семьи Юрий Данилович быстро доказал всем, что ругаемый всеми папа по сравнению с сыном был еще повидлом.
Но об этом - в следующий раз.
コメント