top of page
  • Фото автораАЕК

Ежов и Ежовщина


10 апреля в 1939 году в Москве был арестован бывший всесильный нарком внутренних дел Николай Ежов.


В 1939 году в Москве был арестован бывший всесильный нарком внутренних дел Николай Ежов.


Его провели через им же созданную унизительную процедуру. Сорвали знаки различия и ордена, раздели донага и тщательно досмотрели, срезали пуговицы с одежды, сняли шнурки с обуви. Обвинений было много: обвиняли в руководстве заговорщиками в войсках и органах, в подготовке терактов против руководителей партии и правительства, в убийстве неугодных людей. Особый пункт - шпионаж в пользу Германии, Британии, Японии... 

В служебном кабинете Ежова нашли страшные "сувениры": 4 расплющенные пули, каждая завернута в бумажку с надписями: "Смирнов", "Каменев", "Зиновьев" (в бумажке с фамилией "Смирнов" были 2 пули), а также 4 пистолета. За книгами в разных местах обнаружили 6 бутылок водки - полных, початых и пустых (в последнее время нарком сильно пил). Его заключили в им же созданную особую Сухановскую тюрьму не под своей фамилией, а как "пациента №1". В феврале 1940 года Ежов был расстрелян в подвале на Никольской улице... Его деятельность никогда не была официально осуждена: имя Ежова просто исчезло из печати, из справочников, из книг… 


Письмо советских ребятишек, учениц 5-ого класса:  Дорогой Николай Иванович! Вчера мы прочитали в газетах приговор над сворой право-троцкистских шпионов и убийц. Нам хочется сказать большое пионерское спасибо Вам и всем зорким наркомвнудельцам. Спасибо, товарищ Ежов, за то, что Вы поймали банду притаившихся фашистов, которые хотели отнять у нас счастливое детство. Спасибо за то, что Вы разгромили и уничтожили эти змеиные гнезда. Мы Вас очень просим беречь себя. Ведь змея-Ягода пытался ужалить Вас. Ваша жизнь и здоровье нужны нашей стране и нам, советским ребятам. Мы стремимся быть такими же смелыми, зоркими, непримиримыми ко всем врагам трудящихся, как Вы, дорогой товарищ Ежов!


Из стихотворения Джамбула (1846—1945), народного казахского поэта-акына:

Я прошлое помню. В закатах багровых Я вижу сквозь дым комиссара Ежова. Сверкая булатом, он смело ведёт В атаки одетый в шинели народ

... С бойцами он ласков, с врагами суров, В боях закалённый, отважный Ежов.

Вторая жена Ежова, Евгения Файнберг, кажется, коллекционировала писателей. Во всяком случае, она была любовницей Бабеля (арестован вслед за Ежовым), журналиста Михаила Кольцова, Шолохова. Сам Ежов вступил в интимные отношения с ее подругой, а заодно, по старой привычке, и с мужем этой подруги... ...Судьба жены - хворь, увольнение, депрессия, санаторий, отравление люминалом - предположительная причина - самоубийство в связи с началом сбора компромата на неё и Ежова. Записка, приложенная к делу Ежова: «Колюшенька! Очень тебя прошу, настаиваю проверить всю мою жизнь, всю меня… Я не могу примириться с мыслью о том, что меня подозревают в двурушничестве, в каких-то не содеянных преступлениях».


Арест и обвинение

10 апреля 1939 Ежов был арестован по обвинению в сотрудничестве с иностранными разведками, организации фашистского заговора в НКВД и подготовке вооружённого восстания против Советской власти. Также Ежов обвинялся в гомосексуализме.


Из официального обвинения:

Изменил Родине, проводя шпионскую работу в пользу польской, германской, японской и английской разведок.

Суд

Ежов - в камере особой тюрьмы НКВД. Из-под его пера появляется в деле следующий текст:

Считаю необходимым довести до сведения следственных органов ряд фактов, характеризующих мое морально-бытовое разложение. Речь идет о моем давнем пороке - педерастии. Далее Ежов пишет, что пристрастился к "взаимоактивным связям" с мужчинами еще в ранней молодости, когда был в услужении у портного, называет фамилии.

На суде признался в гомосексуализме, все остальные обвинения на суде отрицал.


Признание Ежова из допроса:

Помимо длительной личной дружбы с КОНСТАНТИНОВЫМ и ДЕМЕНТЬЕВЫМ, меня связывала с ними физическая близость. Как я уже сообщал в своем заявлении на имя следствия, с КОНСТАНТИНОВЫМ и ДЕМЕНТЬЕВЫМ я был связан порочными отношениями, т.е. педерастией.


По воспоминаниям современников, к 1938 он стал законченным наркоманом.

Из последнего слова Ежова на суде:

Я не отрицаю, что пьянствовал, но я работал как вол…


Расстрел 4 февраля 1940 г. Ежов был расстрелян. Ежов умер со словами: «Да здравствует Сталин!»

Цитаты

Сталин: "Ежов - мерзавец! Погубил наши лучшие кадры. Разложившийся человек. Звонишь к нему в наркомат - говорят: уехал в ЦК. Звонишь в ЦК - говорят: уехал на работу. Посылаешь к нему на дом - оказывается, лежит на кровати мертвецки пьяный. Много невинных погубил. Мы его за это расстреляли".

Некто Уколов: Если бы я не знал, что за плечами у Николая Ивановича незаконченное низшее образование, то мог бы думать, что это так складно пишет, так ловко владеет словом хорошо образованный человек.


Сам Ежов на суде: “Я почистил 14 000 чекистов. Но моя вина заключается в том, что я мало их чистил. У меня было такое положение. Я давал задание тому или иному начальнику отдела произвести допрос арестованного и в то же время сам думал: ты сегодня допрашиваешь его, а завтра я арестую тебя. Кругом меня были враги народа, мои враги. Везде я чистил чекистов. Не чистил лишь только их в Москве, Ленинграде и на Северном Кавказе. Я считал их честными, а на деле же получилось, что я под своим крылышком укрывал диверсантов, вредителей, шпионов и других мастей врагов народа”.




72 просмотра

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page