Август традиционно роковой месяц для России. То дефолт объявят, то лебединое озеро транслируют по всем каналам.. Но мы забыли еще одну далеко не лучшую дату в нашей истории, о которой то ли предпочли официально забыть, то ли просто прошли мимо... Поговорим о ней. О 17 августа 1610 года...
В многовековой истории российской монархии хватало законных царей и самозванцев на царскую корону. Но вот король Всея Руси случился лишь один. Его недолгое фактическое и сравнительно длительное формальное правление страной, ныне в России практически позабыто, а зря. Он же был настоящий царственнородный король, призванный самими москвичами на Московское царство.
17 августа 1610 года – одна из самых позорных страниц в истории русского народа и столицы его – Москвы. В тот день раскинулись шатры на огромном Девичьем поле и более 300 тысяч москвичей и жителей ближайшей округи, добровольно принесли присягу новому польскому королевичу – 15-летнему «Великому князю Владиславу Жигимонтовичу (Сигизмундовичу)». Вскоре помимо Москвы, Владиславу Жигимонтовичу (Сигизмундовичу) присягнули города: Смоленск, Ржев, Можайск, Полоцк, Лигов…Государев монетный двор начал чеканить монеты с изображением «Великого князя Владислава».
В Смоленск отбыла депутация с войском в 1000 человек под началом князя Василия Голицына – встречать и охранять молодого короля Руси по пути в Москву. «Комиссаром» от православной церкви при этом войске был патриарх Филарет. В одном из Смоленских храмов он должен был крестить юного поляка в православную веру и оговорить обстоятельства венчания «новопомазанного» с представительницей аристократических родов Московии – какая понравится. Это перекрещение и свадьба были одним из условий начала царствования новой династии на русском престоле. Казалось бы, объединение Московии и Речи Посполитой уже свершившийся факт? Почти.
УМЕНИЕ ОСТАНОВИТЬСЯ
Является обязательным для каждого успешного государственного деятеля. Отец королевича Владислава Сигизмунд III-й, остановиться не сумел. Если бы процедура окончательного «вживания» его сына в организм русской государственности произошла, то Польша получила бы колоссальные пространства и ресурсы на востоке. Такие не снились Англии, Испании и Франции в Новом Свете. Сигизмунду нужно было лишь набраться терпения и ждать. Но царственному отцу самому вздумалось напялить на голову русскую корону. Дальше, он не пожелал исполнять договоренности о крещении сына в православие и женитьбе на русской аристократке. И наконец, русские подданные обязаны были сами принять католицизм и отречься от православия.
Присягнувшие в Москве польскому королевичу сторонники западного развития страны, оказались не только в глупом положении, а в шоке. Нет, ради земель, титулов и денег богачи готовы были принять любую веру – у них она одна – деньги. Если западные области Руси добровольно избрали рабство под европейским правлением, то восточные с таким выбором «нового царя» категорически не согласились. А тут еще патриоты Ляпунов, Минин и Пожарский объявились на Волге – собирают одно народное ополчение за другим. И эти нищие безродные босяки уже осадили Москву! Московская элита уже было мнившая себя частью западной цивилизации – была потрясена алчностью и нахрапистостью западного короля.
В 1612 году Москва и Кремль были очищены от поляков. Вновь выросла проблема выбора нового царя. И тут вездесущий митрополит Филарет (он же циничный политический интриган Федор Никитич Романов, сумевший обхитрить всех царей и самозванцев) , формально находясь как бы в польском плену, сумел передать выдвижение кандидатуры – своего 16-летнего сына Миши. Всего на три года моложе королевича Владислава. Молодым у нас дорога. Далее история хрестоматийна – править стала новая династия Романовых. А митрополит Филарет торжественно въехал в Москву Патриархом при новом Государе.
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ЦАРЬ.
Избрав нового Государя, жители Московии напрочь забыли о своей присяге королевичу Владиславу данной ему в 1610-м году. Бес попутал, бывает. А обиженный королевич ее не забыл. В 1617-м он пошел с войском на Россию – стремясь вернуть престол, отнятый у него, по его убеждению, незаконно. Подумаешь, какой-то там Земский Собор русских холопов, они бы еще референдум провели. В 1632 году Владислав, унаследовав трон отца, успокоился и своим Указом от 23 апреля 1634 года сам отказался от прав на московский престол. Но почти четверть века он «числился» параллельным русским Государем на монархической карте Европы того времени.
Александр Смирнов специально для проекта Аллея Российской Славы
Comentarios