top of page
  • Фото автораАЕК

В июле 45-го в Августовских лесах.

Абсолютной правды и истины не существует. Как в отношении между людьми, так и между странами и народами. Польша и Русь извечные антагонисты. Вековая борьба за лидерство в славянском мире. Борьба с переменным успехом. Польше в этом длинном историческом противостоянии не повезло. Три раздела Польши, отторжение восточных Крессов не добавили "любви" к соседям. О таких говорят "комплекс исторической неполноценности". В данном случае многократно помноженный на природную "гордыню ляхов" и вековую мечту о Великой Польше от "можа до можа". Причем сами поляки, если их взять в "индивидуальном" количестве вполне замечательные, здравые и милые люди (тем более во мне самом течет большая часть польской крови), ничем не лучше и не хуже нас. Но если они становятся "коллективом", то вся их "здравость" исчезает и ей на место приходят "национальная гордыня и очумелый великопольский шовинизм.


Отношения РФ и Польши с "легкой руки нашего президента" перешли в плоскость "исторических разборок". Это вполне объяснимо. У каждой стороны своя "правда" и с этим ничего не поделать. Но стоит признать, что с помощью нашего руководства, мы сами начали "каяться" перед поляками за Катынь. Добровольно. По глупости ли? Кто признал Катынь как преступление советской власти? Кто по всякому случаю льет грязь на советский период нашей истории? Так стоит ли удивляться, что поляки считаю Россию виноватой во всех своих бедах?


А пока рассказ про "малую Катынь", по поводу которой команды от Президента каяться пока не было, меж тем именно так поляки именуют проведенную силами советских частей при участии польских сил безопасности операцию по уничтожению банд "Армии Крайовой" в Августовском лесу в июле 1945 года. Чтобы не быть голословным процитируем "радио Польша":

"12 июля 1945 года СССР начал пацификационную операцию на территории Сувальщины. Цель операции заключалась в ликвидации антикоммунистического подполья.

Пацификация проходила с 12 по 25 июля на территории нынешних Августовского, Сувалкского и Сокульского повятов. В ходе операции были арестованы более 7 тысяч человек, часть из них освободили после жестоких допросов. 592 человека, которые были, по мнению коммунистов, борцами польского подполья, пропали без вести.

Польские историки отмечают, что это самое большое преступление против польского народа после окончания Второй мировой войны. В Польше это событие называют «Августовской облавой» и «Малой Катынью». "


Так с польской точки зрения выглядит войсковая операция 50-й армии по прочёсыванию Августовского лесного массива и прилегающих населенных пунктов с целью ликвидации бандформирований "Армии Краевой", терроризировавших местное население и нападавших на военнослужащих Красной Армии. На документах советских воинских частей мы подробно остановимся ниже.

Что представляли из себя "невинные жертвы" Августовской облавы", также процитируем по польским источникам, благо пока в Польше еще есть православие и память об уничтожении не только солдат и офицеров Красной армии, бойцов войска Польского, работников местных учреждений, но и просто жителей православных деревень жива.

Oto jeden z epizodów, którego miała nieszczęście doświadczyć Potoka i jej mieszkańcy w maju 1945 rokuю... 16 maja 1945 roku szwadron dowodzony przez Zygmunta Błażejewicza zastrzelił czterech mieszkańców Potoki – Jana Bekisza i jego syna Włodzimierza Bekisza oraz braci Jana i Włodzimierza Małaszewskich, a 22 maja spalił wieś, w jednym z domów spłonęło troje dzieci – Mikołaj Gierasimczuk (lat 10), Nina Gierasimczuk (lat 8) i Eugenia Gierasimczuk (lat 6), dorosły mężczyzna Michał Gierasimczuk zmarł po kilku dniach od rozległych poparzeń.

Оригинал с сайта www.przegladprawoslawny.pl

Перевод:

Вот один из эпизодов, которое имела несчастье испытать Потока и ее жители в мае 1945 года... 16 мая 1945 года эскадрон под командованием Сигизмунда Блажеевича расстрелял четырех жителей Потоки – Яна Бекиша и его сына Владимира Бекиша и братьев Яна и Владимира Малашевских, а 22 мая сожгли деревню, в одном из домов сгорели трое детей – Николай Герасимчук (10 лет), Нина Герасимчук (8 лет) и Евгения Герасимчук (6 лет), взрослый мужчина Михаил Герасимчук умер через несколько дней от обширных ожогов.


Далее приводятся фотографии и свидетельства местных жителей, у которых на глазах убивали их отцов и братьев "борцы за свободу", а по факту бандиты, дезертиры и пособники немецких оккупантов.

Это была месть "бойцов" Блажевича, за ранение самого Сигизмунда(Зигмунта) в бою с группой военнослужащих Войска Польского, прибывших в Потоку за продуктами.

7 июля 1945 года в Белостокском повяте все тот же "эскадрон" поручика Блажевича (Zygmunt Błażejewicz) захватил и расстрелял 10 военнослужащих Красной армии, а позже те же бандиты убили полковника-танкиста и женщину военнослужащую. Аналогичными подвигами отметились и прочие "герои сопротивления", кроме того, говоря современным языком, взаимные этнические чистки между польскими и украинскими националистами более менее прекратились только с приходом Красной Армии, а до тех пор подразделения АК успели уничтожить немало мирных жителей в районах со смешанным населением.

Ныне эти убийцы польским Сеймом реабилитированы и всячески прославляются. А в тех местах проводят траурные мероприятия не по жертвам бандитов, а по самим бандитам. Мало того, в конец потерявшие чувство меры польские власти рыпнулись и в этот раз "призывать к ответу", но даже в 1995 году наш российский официоз их с этими запросами вежливо послал - документов нет, свидетели и участники умерли, извините, до свидания.

Теперь рассмотрим эти же события по архивным материалам ЦАМО, благо они рассекречены и доступны ныне любому желающему прямо в сети.


Описывает период с 12.07.1945 по 16.07.1945 г. Отчеты о боевых действиях. Дата создания документа: 16.07.1945 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 974, Опись: 1, Дело: 123, Лист начала документа в деле: 318 Авторы документа: 81 ск, майор Туранский

Оперативное обеспечение в документе никак не отражено, просто по отдельным фразам понятно, что оно было с одной стороны, а с другой было недостаточным, потому что банды АК активно взаимодействовали с местным населением, которое помогало им добровольно или под страхом наказания. Работать в таких условиях сотрудникам органов безопасности и армейской контрразведки было крайне сложно.


Ликвидация однозначно проведена БЛЕСТЯЩЕ, можно сказать даже образцово. Именно документы уровня корпуса и стрелковых дивизий дают представление о тактике проведения этой уникальной операции. Стоит отметить хотя бы наличие радиостанций в стрелковых ротах (!) за счет изъятия из других подразделений.

Тщательная и продуманная система связи позволяла легко выравнивать фронт прочесывания и оперативно реагировать на возникающие угрозы. Стрелковые полки, усиленные за счет прочих подразделений дивизий и корпуса, двигались непрерывной цепью через весь массив - расстояние между соседними бойцами не превышало 6 метров, полковая артиллерия шла вторым эшелоном по тропам и дорогам, а артполки дивизий занимали круговую оборону в населенных пунктах. Также имелись группы усиления, работали саперы, разведывательные подразделения и отдельные ударные отряды высылались впереди основной сплошной цепи, устраивая засады на вероятных путях отхода бандитов.


В деревнях и хуторах действовали агенты "СМЕРШ" и польских сил безопасности. При проведении проверки населенный пункт окружался полностью, далее проводился тотальный досмотр всех жителей и всех помещений. Облегчало проведение досмотра наличие оперативных данных, собранных заблаговременно.

В первый день операции были задействованы все три дивизии корпуса, в последующие - только две, третья находилась в резерве. Каждая из дивизий вела прочесывание всеми тремя своими стрелковыми полками.

Более подробный материал по методам прочесывания содержит отчет 343 стрелковой дивизии:

Описывает период с 12.07.1945 по 16.07.1945 г. Отчеты о боевых действиях. Дата создания документа: 16.07.1945 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 974, Опись: 1, Дело: 123, Лист начала документа в деле: 327 Авторы документа: 343 сд, полковник Марценко, подполковник Богун

Подробный разбор данного документа выходит за рамки статьи, так что настоятельно рекомендую его читателю для самостоятельного изучения. А вот результаты проведения операции стоит рассмотреть подробно.

Итак задержано, проверено и ОТПУЩЕНО 695 местных жителей. Никаких "жестоких допросов" явно не велось, во всяком случае на момент написания донесения большая часть задержанных освобождена после прохождения проверки, оставалось еще 116 человек, в отношении которых решение еще не принято. Как пособники бандитов из числа местных жителей идентифицированы однозначно только 29 человек, а 118 человек задержано с оружием. При этом ликвидировано 246 блиндажей и землянок, а также 12 противотанковых и 11 противопехотных минных полей.

Общее число задержанных 1096 человек. Как поляки насчитали "более 7000 задержанных"? Даже итоговый доклад Сталину от командования Белорусского фронта содержит меньшие цифры - задержано 5416 человек, из которых "профильтровано органами "Смерш" 4509 человек", в отношении оставшихся 907 проверка не закончена.

В цифре "пропавших без вести" сходимость есть - из доклада следует, что 607 человек идентифицированы как бандиты и их активные пособники (в том числе в польских госучреждениях - разведчики, связники, агенты), вполне допускаю, что эти лица были без лишней возни расстреляны, но так и ПОДЕЛОМ ИМ.

В заключении еще один документ. В то время как "борцы за свободу" нападали на продовольственные склады и препятствовали нормальной работе органов государственной власти Временного правительства, руководство СССР чем могло помогало Польше. Это всего лишь одно из многих подобных постановлений - в то время они принимались и подписывались пачками.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № ГОКО-7707

от 6 марта 1945 г. Москва, Кремль 1. В связи с просьбой Временного польского правительства о передаче некоторой части продовольственных трофеев для снабжения населения освобожденных городов Польши – выделить в распоряжение временного польского правительства муки, хлебного зерна и сахара в срок до 15 марта за счет трофеев 1-го Украинского фронта. Обязать Военный совет 1-го Украинского фронта – Конева, Крайнюкова – произвести передачу в городах: Катовицы – 10 000 тонн муки и зерна и 5 000 тонн сахара, Краков – 5 000 тонн муки и зерна 2 000 тонн сахара, Ченстохова – 1 000 тонн сахара, Кельцы – 1 000 тонн сахара, всего 15 тысяч тонн муки и зерна и 9 тысяч тонн сахара.

21 просмотр

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page