top of page
  • Фото автораАЕК

Как узнать розовых пони

Эта статья не про детские мультики. И не про забавных существ с добрыми ясными глазами. Это статья о дилетантах, активно захватывающих рынок. Но она не для них. А для тех, кто может сэкономить огромные деньги и ресурсы, научившись разбираться в тех областях, которые окутаны туманом пиара и обычной человеческой глупости. Ведь для того чтобы решить проблему, сначала нужно ее увидеть


Розовые пони

Я долго не мог подобрать термин, который отображал бы это бедствие наилучшим образом, пока однажды после переговоров мне не попалась на глаза плюшевая игрушка – розовый пони. «Смотри, как похожа на девочку, с которой мы общались.» — сказал я помощнице. А на ее удивленный взгляд добавил: «Такой же ясный взгляд незамутненных проблемами глаз. Такая же наивность в образе. И настолько же бесполезная для дела. Но создает приятные эмоции.»


Дилетанты захватили многие ниши на рынке. Как на внешнем, так и внутри компаний. Мальчики и девочки, научившиеся многословно рассуждать по мотивам непрочитанных книг, делая при этом умные лица. Они есть во многих отраслях, в которых результат сложно измерить сразу. Или вообще измерить. Поэтому эйчара и обучения это коснулось в большей степени. Если, конечно, не принимать во внимание рынок рекламных услуг, пиарщиков, и полчища рисователей сайтов и SEO продвигателей.


Рынок розовых пони

Куда дилетант устремляет свой взгляд прежде всего? Конечно, на те специальности, о которых другим известно мало. А порог входа невысокий. Они пользуются тем, что те, кто их нанимает, хотят получить результат, но не могут понять, что именно является результатом. И не понимают сколько это стоит, а потому ориентируется на среднее предложение на рынке. А оно у розовых пони на уровне «вполне можно потратить впустую». Хотя, есть и дилетанты, которые продают свои услуги очень дорого, рассчитывая дистанцироваться от остальной массы.


Но и в тех, и в других случаях наниматели просто не знают ни сути работы, ни критериев ее оценки. А значит, им остается одно – верить на слово.

Но предпринимателям и генеральным простительно не знать чего-то. А вот тем, кто заявляет о своем профессионализме – нет. При этом, примерно половина эйчаров, с которыми я встречался, не знают даже базовых методов работы. Они провалят любой профессиональный тест. Даже на понимание Трудового кодекса. Зато очень любят рассуждать о новых методах оценки и обучения. Особенно о скрайбинге, деловых играх, тимбилдингах и тому подобном. Из оставшейся же половины, восемьдесят процентов знают только о рекрутинге. И некоторые что-то слышали о корпоративных стандартах. Зато почти все эйчары безумно любят рассуждать о том, какие непрофессиональные руководители работают у них в компаниях и какие дурацкие распоряжения издает генеральный директор. Да-да. Это они про тех, кто зарабатывает для компании деньги и платит им зарплату.


Розовые пони из западных компаний

Да, во многих западных компаниях работа с персоналом поставлена намного лучше, чем в наших. И нет здесь ничего странного. Эта культура существует дольше и получила серьезный толчок к развитию, когда работодатели осознали, что персонал определяет… все. Что от людей зависит судьба бизнеса.


У нас же, при переходе к рынку, не сформировали правильной концепции управления персоналом. Не до того было. А когда стало до того, розовые пони уже плотно оккупировали служебные кабинеты. И самые активные – это как раз бывшие работники офисов западных компаний. Они очаровывают работодателей легким иностранным акцентом, большим количеством английских слов непонятного значения и уверенной речью. И их берут в надежде на то, что они-то уж точно знают как работать. Не то, что наши самоучки.


Но не учитывают, что эйчар – это огромная функция, обеспечивающая работу бизнеса. А максимум, до чего допускают рядовых сотрудников – выполнение стандартных процедур, разработанных на основе чужих национально-культурных особенностей. И если уж искать эйчара из западной компании, то искать того, кто эти процедуры разрабатывает, а не обычных исполнителей, которым повезло «прикоснуться к технологиям». Иначе, ждать результата так же наивно, как от рабочего с конвейера требовать сконструировать производственную линию и наладить ее работу.


Так что, из таких компаний часто выходят те же розовые пони. Зато переполненные чувством собственной значимости.


Ответственность розовых пони?

Если проседают продажи, то на ковре у генерального оказывается коммерческий директор. Если возникают проблемы с качеством – производственный. Если из графика выходят платежи – финансовый. А по каким вопросам, кроме скорости закрытия вакансий или сложного увольнения, оказывается у генерального эйчар? А ведь с него есть что спросить – от трудовой дисциплины и скорости выполнения проектов, до количества предложений, поступивших от сотрудников и внедренных в деятельность.


Спросить с них есть что. Только не смогут розовые пони дать отчет о серьезных показателях бизнеса. Они отстраняются и, прячась за штатным расписанием (которое, кстати, делается без предварительного нормирования труда), перекладывают всю ответственность на тех, кто действительно занимается делом – производственников, коммерсантов, финансистов. А сами отходят в сторонку. Типа: «Вы бизнесом занимайтесь, а мы уж поддержим. Мероприятие организуем. Спикера позовем. Ресторан закажем. А в остальном, с нас спрос маленький». Да и действительно, какой спрос с тех, кто заказывает ресторан вместо секретарей?


Стаи розовых пони

Конечно же, розовым пони не нравится статус неумех. Но всегда найдется тот, кто поможет им поднять самооценку, попутно заработав денег. Так появляются всяческие ассоциации, союзы, клубы. Половина из которых связана с чем-нибудь психологическим, а вторая – вообще не имеет никакой основы. Но зато, все это дает возможность розовым пони гордо написать на визитной карточке какую-нибудь несуществующую «научную» степень. Или просто указать свое членство в организации, название которой почти обязательно будет либо привязано к чему-то «серьезному» и написано английскими буквами.


Причем, сообщества эти возглавляют по большей части такие же неумехи. Которые прикрывают собственный непрофессионализм и элементарную безграмотность терминами собственного изобретения. И фейковыми теориями, под которыми нет реальных научных исследований и даже элементарной логики. Так на визитке одного «продвинутого» эйчара я как-то увидел надпись «член ассоциации Хеллингера». После чего предпочел больше с ним не общаться.


Защита розовых пони

Все эти сообщества являются универсальным защитным механизмом от профессионалов. Ведь вслед за оккупацией хлебных мест, дилетанты сооружают вокруг себя защитную стену. Не подпускают профи даже близко подойти к их сфере. И к тем, кто принимает решения. Когда на собеседовании розовый пони встречает человека, который действительно разбирается в вопросе, то сначала изматывает его идиотскими вопросами, а потом со спокойным сердцем выбрасывает резюме.


Кроме того, для защиты от профессионалов у розовых пони есть еще один безотказный прием. Который называется «все устарело».


С помощью этой концепции очень легко защищаться от тех, кто что-то понимает. Приводят, например, розовому пони аргумент, основанный на теории Маслоу, а пони пренебрежительно махнув рукой, томно произносит: «Да вы что. Маслоу давно уже устарел. Сейчас эмоциональный интеллект в тренде». И все. Разговор окончен. И вроде бы даже есть намек на то, что пони знает что-то о теории Маслоу. А тот, кто действительно знает, понимает, что пускаться в дальнейшие объяснения бесполезно.

Кроме того, эта концепция позволяет чувствовать себя модным. Сегодня они зачитываются книгами о лидерстве, завтра об анти-лидерстве, а послезавтра пользе позитивного мышления, а потом о его вреде. Они все время в тренде. Создаваемым, кстати, такими же как они.


Солидарность розовых пони

Конечно же, подобное притягивает подобное.

И конечно же, оказавшись в компаниях, розовые пони стремятся привлечь в них других розовых пони. В качестве подрядчиков по обучению, оценке, рекламе, пиару и другим услугам.


И тогда розовые пони, обитающие на свободном рынке, получают дополнительную возможность поднятия самооценки и победы в спорах. Каждый раз, когда они начинают дискутировать с профессионалами, если у них заканчиваются аргументы, он вальяжно говорят что-нибудь типа: «Я с вами не соглашусь. Ведь я общаюсь с компанией «Супер Пупер Плюс», входящей в первую десятку. И со мной соглашаются ее топ-менеджеры, с которыми я в хорошем знакомстве». Получая такой аргумент, профессионал тушуется, понимая, что дальнейшая дискуссия бесполезна и шансов что-либо объяснить все равно нет. А розовые пони получают очередную возможность повысить самооценку, не понимая, что они не выиграли спор, а сумели продемонстрировать настолько дремучую глупость, что перестали существовать, как оппоненты. Зато своей «победой» они будут с удовольствием хвастаться перед другими непарнокопытными того же цвета.


«Профессионализм» розовых пони

Есть хороший тест на профессионализм. Нужно просто попросить того, кто объявляет себя профессионалом, научить вас. Причем, не всему. Какой-нибудь операции,которая не требует сложных навыков. Где нельзя прикрыться рассказами о том, что этому нужно учиться полжизни. У дилетанта в такой момент начинается истерика.


Помню, как в одной компании на совещании выступал эйчар, который истово радел за введение KPI для всех подразделений. И генеральный вдруг решил одобрить инициативу, с условием, что первыми будут как раз персональщики, сформировав свои KPI, и тем самым показав пример всей компании. Да еще и поручил эйчарам написать подробную инструкцию по формированию KPI и контролю их исполнения. Тогда началась истерика и требования привлечь внешних специалистов, так как «Мы и так загружены». Вердикт был коротким – отказать. И бюджета не давать.

Через пару дней, судя по словам эйчара, оказалось, что KPI уже не работают. Устарели. И конечно же, замещаются современными концепциями. Которые нужно дополнительно исследовать в течение следующей половины года.

А через несколько дней, генеральный принял от эйчара заявление об уходе и напоследок посоветовал в других компаниях не пытаться в качестве инструкции подсовывать главу из западной книжки.


Но это случай уникальный. В большинстве случаев, привыкнув к непрофессионализму розовых пони, от них просто ждут хоть чего-нибудь. Ну хоть чего-то.


Редкая мутация розового пони

Как написали Стругацкие в книге «Хищные вещи века»: «Стать профессионалом не так трудно, как им оставаться». Профессионализм требует долгой кропотливой работы. Над собой. Над системой знаний. Он требует получения и переосмысления опыта. Требует непрерывного поддержания.


Для того же, чтобы стать розовым пони, достаточно уметь изображать знание. Нужно иметь подвешенный язык и способность надувать щеки. И… И все. Больше ничего не надо.


Конечно, иногда, хоть и очень редко, розовые пони мутируют в профессионалов.При условии, что им достался хороший начальник. И хорошие наставники. Но происходит это, к сожалению, очень редко. Слишком редко.


Розовые пони forever

Кто-то из читателей, конечно, может сказать, что однажды розовых пони выведут на чистую воду. Что в этом отношении делается немало. Что введут профессиональные стандарты, с помощью которых будут тестировать профессионализм. Но правы они будут только в отношении тех областей, в которых розовых пони и так очень мало. В областях измеримых и имеющих отношение к точным расчетам и жизням людей. Ведь там стандарты разрабатывают инженеры. Люди, которые любят точность. Занудные и въедливые профессионалы.


Ну, а теперь догадайтесь, кто разрабатывает стандарты в областях, оккупированных розовыми пони. Догадались?

Так что, розовые пони будут жить вечно. И узнать вы их сможете легко. Просто оглянитесь по сторонам.

Автор В.Зима (с)

Comentarios


bottom of page